Осторожно Сбербанк мошенники!
26.01.2022
В последнее время мошенники очень часто притворяются сотрудниками службы
безопасности популярных банков. По телефону они сообщают о сомнительном платеже
или переводе и пытаются выманить данные, чтобы украсть деньги с карты. Как
сходу определить, что вам звонит злоумышленник?
1. Подозрительный номер телефона
Мошенники: могут позвонить со скрытого
номера, с обычного мобильного номера (начинается, к примеру, на +7 (910), +7
(925), +7 (900) и так далее) или с номера, который не принадлежит
банку — но необязательно.
Сотрудники банка: звонят только с официального
номера банка и — в очень редких случаях — с мобильного
номера. В Сбербанке, к примеру, это 900, 8 (800)
555-55-50 и +7 (495) 500-55-50.
Как быть? Узнайте в вашем банке, с каких
номеров могут звонить сотрудники, добавьте их в вашу записную книжку и будьте
вдвойне бдительны, если вам позвонят с другого номера. На сайте Сбербанка можно
проверить номер на принадлежность мошенникам. Также незнакомый номер можно
проверить на сайтах вроде neberitrubku.ru, кто-звонит.рф или Stop spam — там
можно прочитать комментарии тех, кто уже отвечал звонящим с этого номера. Или
поставить на телефон приложение — определитель номера.
К сожалению, злоумышленники могут
пользоваться специальными программами для подмены номеров — когда при
звонке определяется номер банка. Несмотря на то, что в 2020 году такая схема стала использоваться
реже, не стоит терять бдительность, даже если звонок идёт с официального
номера.
2. Попытка узнать конфиденциальную информацию
Мошенники: стараются получить
информацию о полных реквизитах карты (номер, ПИН-код, CVV-код — три
цифры на оборотной стороне карты), код из СМС, пароль от онлайн-банка или
кодовое слово. Иногда данные просят сообщить «роботу» — якобы для
безопасности.
Сотрудники банка: могут сами назвать вам номер
вашей карты. И никогда не спрашивают конфиденциальную информацию: ПИН-код,
CVV-код, пароли из СМС и от личных кабинетов.
Как быть? Заканчивайте разговор, если на
другом конце провода вас просят назвать секретные данные карты, личного
кабинета или пароли из СМС, — даже если эти данные нужно назвать
роботу, переслать в СМС или ввести в специальную форму на сайте.
3. Спешка, нагнетание обстановки, угрозы
Мошенники: убеждают в серьёзности
ситуации — например, что подозрительную операцию нужно срочно
отменить, иначе с вашей карты спишут все деньги. Раздражаются, если вы слишком
долго думаете или сомневаетесь. Отговаривают вас перезванивать на официальный
номер банка.
Сотрудники банка: говорят спокойно, не
торопят, поддержат вас, если вы решите перезвонить в банк самостоятельно.
Как быть? Цель мошенников — сбить
вас с толку, чтобы в спешке и стрессе у вас не было возможности рационально
размышлять и вспомнить все советы по безопасности. Если чувствуете, что на вас
давят, положите трубку и перезвоните на официальный номер банка: его можно
найти на оборотной стороне дебетовой или кредитной карты и на сайте. Также
можно зайти в приложение или личный кабинет банка, чтобы убедиться, что с
вашего счёта ничего не списали.
4. Затруднение при ответе на вопросы
Мошенники: могут не знать всей
информации о вас — например, вашего отчества, номера карты или
наличия других продуктов в банке (ещё одной карты, кредита или вклада).
Сотрудники банка: смогут назвать вам 4
последние цифры номера вашей карты, знают обо всех продуктах, которые открыты
на ваше имя в банке (в том числе точные суммы на счетах), и ваши паспортные
данные.
Как быть? Задайте несколько вопросов
звонящему: «Какое у меня отчество?», «Назовите номер моей карты, с которой
произошла “подозрительная операция”?», «Какие ещё продукты в банке есть на моё
имя?» Мошенники могут ответить вам, что это конфиденциальная информация,
которую они не вправе разглашать, — смело вешайте трубку.
В пресс-службе Сбербанка предупреждают, что не стоит пытаться определить,
мошенник это или нет, при помощи вопросов позвонившему — мошенники
могут быть очень убедительными. Если переживаете, позвоните в банк на
официальный номер или напишите в чат в приложении банка.
5. Культура речи
Мошенники: часто делают ошибки в словах
и ударениях, разговаривают небрежно, на заднем фоне слышен шум. Вместо названия
банка могут говорить: «Наш банк».
Сотрудники банка: обычно произносят заученный
текст по скрипту, редко делают ошибки в произношении слов и ударениях. Если
произносят название банка, то полностью.
Как быть? Если у вас вызывает
подозрение речь собеседника на том конце провода, то сбросьте звонок и наберите
официальный номер банка — он есть на оборотной стороне карты или на
сайте. Важно: не перезванивайте по тому номеру, с которого вам звонили, даже
если он кажется похожим на официальный.
6. Призывы к действиям
Мошенники: могут просить вас о
каких-либо действиях. Например:
·
снять деньги в банкомате и положить их на другой счёт;
·
перевести деньги на специальный «безопасный» счёт;
·
установить какие-нибудь программы на телефон или компьютер (TeamViewer,
AnyDesk и другие, с помощью которых они на время получат полный доступ к вашему
устройству и смогут зайти в личный кабинет банка);
·
перечислить любую сумму (к примеру, как «обеспечительный платёж» или «для
проверки»);
·
ввести команду на телефоне (это может привести к переадресации вызовов с
вашего телефона на номер мошенников);
·
и так далее.
Сотрудники банка: могут попросить вас
подтвердить или опровергнуть сомнительную с точки зрения банка операцию. Если
вы не подтвердите платёж или перевод, сотрудник сообщит, что операция отменена,
ваши деньги остались на карте, а саму карту лучше заблокировать и перевыпустить — сделать
это можно через приложение, на сайте или в офисе банка.
Как быть? Не совершать никаких
дополнительных действий, кроме ответов на вопросы.
Важно помнить
·
Не сообщайте никому пароли и коды из СМС, полный номер карты, CVV-код с
оборотной стороны карты, пароль от личного кабинета или приложения банка,
кодовое слово.
·
СМС из банка всегда приходят с одного и того же номера. Если СМС, например,
о совершённом переводе или платеже пришло в новый диалог, скорее всего, это
мошенники. Проверьте информацию о балансе на вашем счёте в приложении или
личном кабинете банка.
·
Не переходите по ссылкам из СМС, не устанавливайте на телефон и компьютер
незнакомые вам программы.
·
Не переводите деньги на счета незнакомых людей и организаций, даже если это
якобы сотрудник банка или «специальный счёт».
·
Не перезванивайте на незнакомые номера, особенно короткие: они могут быть
платными. Если вам звонили «из банка», но у вас возникли сомнения, не
перезванивайте по тому же номеру, даже если он похож на официальный. Наберите
номер банка вручную: его можно посмотреть на оборотной стороне карты или на
сайте банка. Или напишите сотрудникам через приложение банка.
·
Если вы всё-таки сообщили мошенникам информацию о карте или код из СМС,
срочно позвоните в банк по официальному номеру и заблокируйте карту.
·
Сообщите о мошенниках в банк, от лица которого они действовали. В
Сбербанке, например, можно заполнить специальную форму на сайте
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 26.01.2022
Дата обновления: 26.01.2022
Дата публикации: 26.01.2022